ИНВЕРСИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ И
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ*



Итак, человеческое сознание играет формообразующую роль по отношению к окружающему миру. Но как обстоит дело с воздействием сознания самого на себя? Если от отражения мира мы перешли к формированию мира, то уж тем более естественно говорить не только об отражении сознанием самого себя, но о формировании самого себя. Какие ориентиры при этом используются, какие цели преследуются или могут преследоваться, каковы функции сознания – эти вопросы будут рассмотрены в данной статье.

Развивающееся сознание неизбежно является познающим. Познание является содержанием не только науки, как таковой, но и теологии, которой, как правило, свойственны несколько отличные методы и, в каком-то смысле, цели познания. Попробуем показать, что традиционные цели познания в науке и теологии – угадать каким-то образом законы окружающего мира, познать Бога и обнаружить следствия, подтверждающие избранные модели, или построить модели, обобщающие наблюдаемые факты (дедуктивный и индуктивный пути познания) – не являются единственно возможными целями. В обоих упомянутых случаях имеет место пренебрежение личностью в угоду некоторой объективной концепции, в то время как представляется возможным, что главной целью познания как в научном, так и в теологическом плане является реорганизация  познающей личности, такая, что законы функционирования сознания начинают совпадать с законами окружающего мира. Другими словами, в результате познания личность становится миром и, как можно показать, существует в состоянии радости.

Будем для наглядности опираться на представление об инверсии – математической операции следующего вида. Пусть дана окружность единичного радиуса, центр которой совпадает с началом координат. Она естественным образом делит всю плоскость на три части: внешнюю, внутреннюю и саму границу. Инверсией называется сопоставление точек внешней области точкам внутренней области по следующему правилу. Пусть точка А находится во внешней области. Соединим ее с началом координат отрезком длиной R. Отложим на нем от начала координат отрезок длиной 1/R и обозначим получившуюся точку B. Ясно, что можно осуществить взаимно-однозначное отображение всех точек внешней области на точки внутренней области. При этом образы точек, расположенных недалеко от окружности снаружи, окажутся недалеко от нее внутри, точки, далекие от окружности снаружи, будут соответствовать точкам вблизи центра. Точка "0" будет соответствовать точке "бесконечность".

Человек, дуальный по своей природе, являющийся носителем как физической, телесной, осязаемой сущности, так и духовной, проявляющейся как сознание, может быть сопоставлен такой окружности с кругом. При этом сама окружность – это человеческое тело и органы чувств, внешняя область – это окружающий мир, внутренняя область – это представления человека о мире. Любому объекту  или событию во внешнем мире можно указать соответствующий ему его образ в сознании. При этом происходит своеобразная инверсия.

О явлении или о предмете окружающего мира можно говорить как о познанном, если есть возможность указать его место в окружающем мире, его взаимосвязь с другими явлениями или предметами, его свойства и предсказать его дальнейшую судьбу. Осуществляя познание, мы сначала фиксируем образ явления и его свойств в своем сознании, затем рассматриваем его взаимосвязь с другими образами, зафиксированными ранее. Таким образом, получается некоторая модель рассматриваемой части окружающего мира. Поскольку законы рационального мышления опираются на логику, а языком их является математика, мы используем то и другое для описания поведения построенной модели и прогноза этого поведения. Вновь обращаясь к реальному окружающему миру, мы опытным путем устанавливаеим, совпадают ли законы мышления, справедливые для модели, с уже познанными (в том же смысле) законами реального мира. Так можно представлять себе аналитический метод познания, характерный для западной цивилизации и включающий в себя индуцию и дедукцию. В рассматриваемом подходе на стадии индукции отдельно выделен процесс инверсии. Он же применяется и на стадии дедукции и носит уже характер реверсии. Обращаясь к наглядному представлению о плоскости и окружности, можно заметить следующее. На рис. 1а, 1б показаны результаты применения инверсии и реверсии к прямоугольному треугольнику ABC.


Точки А, В и С рис. 1а являются элементами познаваемого явления, АС перпендикулярно ВС – свойство явления, априорно, "допознанно" присущее явлению. Построив модель А'B'C' в соответствии с указанным правилом, мы не можем предсказать такое важное свойство АВС, как АС2 + ВС2 = АВ2, поскольку получившийся треугольник A'B'C' оказался косоугольным (не говоря уж о том, что при "тщательном" отображении прямых сторон АВС в стороны A'B'C' мы получим кривые линии, да и вообще перейдем от Евклидовой геометрии к сферической). Наоборот, выделив элементы A'B'C' в модели познаваемого явления (рис.1б) и обнаружив математическую взаимосвязь между ними в виде указанного соотношения, мы с огорчением не получим подтверждения прогноза для точек А,В,С реального мира (рис.1б). Ясно, что причина этих неурядиц – правило инверсии. Можно выделить три более конкретных аспекта:

1) само правило (можно ведь предложить и другие: 1/R2, что ничем не хуже, sin(R/R), что даст неоднозначность, и т.д.. Переходя от рассматриваемого простого примера с математической инверсией к отображению сознанием окружающей действительности, следует отметить, что"изменение правила инверсии", например, может означать, что от рассмотрения какого-то объекта с точки зрения его размеров надо перейти к его рассмотрению с точки зрения его цвета или запаха, или еще чего угодно. Образ объекта в сознании как некий объем информации, характеризующей объект, беднее по количеству (и качеству) информации, чем сам объект);

2) точка зрения (можно поискать такое положение центра окружности относительно предмета, что расхождение в свойствах АВС и A'B'C' (раз уж мы каким-то образом располагаем априорным знанием об АВС) будет минимальным. Это, между прочим, иллюстрирует деятельность гениальных, или наиболее прозорливых личностей – случайно или целенаправлено они оказываются в нужной точке наблюдения.);

3) многообразие форм границы (в математике это может быть эллипс, квадрат или вообще любая замкнутая кривая. Личности же могут обладать самыми разнообразными наборами свойств).

Вышесказанное означает, что договориться двум наблюдателям оказывается возможно лишь при наличии "участков границы одинаковой кривизны на одинаковом расстоянии от центра" и при безусловном (неосознаваемом) или условном (осознаваемом) соглашении о "правиле инверсии".

 

Образовавшаяся личность представляет собой лишь "границу" – линию, не имеющую площади.По мере развития и познания окружающего мира сначала близлежащие к границе явления получают образы в также близлежащей (но изнутри) области границы, затем все более отдаленные. Образуется своеобразное плотное кольцо, в котором плотность образов уменьшается от периферии к центру. В соответствии с желаниями и возможностями личности это кольцо может быть узким и плотным, или широким и разреженным, неоднородным по углу (напр., различные области знаний) (рис.2) и т.п. Площадь кольца дает количественную, а форма границ – качественную меру внутреннего мира личности.

  Поскольку абсолютно каждой "точке" внешнего мира можно найти соответствующую ей "точку" внутреннего мира, можно полагать, что личность, достигшая полного сопоставления (изоморфизма) внутреннего своего и внешнего миров, полностью эквивалентна, хотя и не тождественна, окружающему миру и обладает всей его полнотой и богатством. Основной же проблемой является постижение бесконечности и вечности – как прообразов "начала координат" личности, ее ядра, ее центра.

Заметим, что именно эта проблема, хотя и совершенно по-разному, ставится во многих религиях. В сущности, на бытовом уровне можно обойтись без идеи вечного и бесконечного Бога (многие религии построены на системах правил: гармония может быть персонифицирована, централизована, а может быть и абсолютна, не обладать "центральной симметрией"), но привнося в любое проявление человеческого существования идею средоточия, всеохватности, заставляя рассуждениями (философия) или убеждением (апелляция к вере) соотнести так "далекий от границы центр окружности" с не менее далекой бесконечностью, религия способствует упрочению внутреннего мира.

Можно считать, что смерть соответствует разрыву кольца, накопленная личностью информация, сосредоточенная в кольце, есть то, что остается от личности. Чем большая доля внутренней части круга оказывается заполненной образами, чем больше связей установлено между ними, вне зависимости от того, соответствуют ли они "реальным" (кто может судить об этом? У нас в принципе нет такой возможности – все есть лишь наше восприятие и образы. Нечто в этом роде утверждал и Платон) связям между их прообразами, тем большая часть личности противостоит разрушению, тем более личность после смерти сохраняет свою целостность и самоподобие, тем ближе бессмертие. Полностью же заполненный круг – бессмертие. Достичь его все большим и большим познанием, или все более глубоким размышлением, имеющим целью установление связей между образами, – равно сложные задачи. Но исторический опыт, отраженный не только в христианской канонической традиции, но практически во всех религиях, показывает, что они разрешимы. При этом оказывается неважным, соответствует ли внутренняя "модель" внешнему явлению, чем так озабочена наука Запада. Культура же Востока направлена именно на восприятие Мира в целом, на отождествление себя с Миром, и, если считать достижение бессмертия (в указанном смысле) приоритетной задачей, дальше продвинулась в ее решении.

Интересно отметить, что в том языке, которым оперируют законы логики внутреннего мира, существуют средства, позволяющие превратить окружность, например, в систему спиралей, т.е. незамкнутых линий (конформное отображение).

В рамках изложенного описания это соответствует переплетению внешнего и внутреннего миров. Предположим, что причинно-следственная связь в каком-то смысле соответствует кратчайшему расстоянию между точками-событиями. Соответствующий отрезок между внутренними точками круга строится и описывается по законам мышления, а между внешними точками – по "обьективным" законам Мира. После перехода от замкнутой кривой к незамкнутой, точки, лежавшие внутри круга, окажутся точками на ветвях спирали, и определить "кратчайшее расстояние" между ними по каким-то однозначным (внутренним или внешним) законам станет затруднительно. Возможно, иллюстрацией того, как это следует сделать, является известный физический принцип Ферма (частный случай принципа наименьшего действия), состоящий в том, что свет распространяется не по кратчайшему пути, а по пути, требующему наименьшего времени. У "фигуры", соответствующей модели явления, которую мы получим, все точки-события (вершинные точки) будут лежать на спирали. Сама же она будет располагаться как вне спирали, так и на ней. Причинно-следственные связи теперь принадлежат как Миру, так и сознанию, т.е. возможно субьективное воздействие на обьективные законы. Это может соответствовать так называемым сверхъестественным явлениям, или чудесам. Мир, включающий в себя личность, перестал быть разделен на внутреннюю и внешнюю части, но стал сложно структурированным. Личность, перестроенная (организовавшая свое сознание) таким образом, уже не просто полностью "сопоставлена" Миру, она является им, и ее законы и законы внешнего мира одинаково справедливы повсюду.

Можно предположить также, что радикально изменится эмоциональная сфера. В обычном случае эмоциональные переживания, как можно показать, сводятся к рациональным рассуждениям и представляют собой манипулирование комплексами рациональных соображений – такое же, как действия с величинами в алгебре, представляющими собой лишь обозначения для сложных комбинаций более простых объектов. Поскольку мы полагаем, что эмоции присущи лишь сознанию, то их язык, их основа – те же, что и в случае непосредственных рациональных рассуждений, просто уровень более высок. Если же личность организована на основе незамкнутой границы, то число объектов для манипулирования, а также сам круг манипуляций неизмеримо возрастают. Любые интуитивные озарения, влекущие за собой наиболее сильные эмоции, могут быть реализованы волевым образом. Личность-Мир не только неуничтожима, но находится в состоянии радости.

Все рассмотренные выше окружности, спирали и треугольники служат лишь элементарным наглядным пособием к тому весьма сложному процессу самоосознания, познания мира и самореорганизации. Однако их простой пример позволяет надеяться.

В соответствии со сказанным выше следует признать, что в обычном случае "деления плоскости на три части" традиционная наука может лишь установить некоторые общие "правила инверсии", общий язык познания, что, конечно, является очень важной задачей. Но познания "истинных законов" Мира она не достигает, а их происхождение в рамках традиционного человеческого мировоззрения не может не быть трансцендентальным. Для постижения этих законов следует преобразовать себя. Схожим образом и в теологии, пока мы лишь изучаем тексты пророков, мы изучаем лишь язык (и его грамматику) познания Бога. Но для истинного познания необходимо стать пророком самому.

 

С позиций традиционных представлений о познании, основа данного подхода является агностической. Мы не знаем и не можем узнать, пользуясь нашими органами чувств, истинных законов окружающего Мира [1,2]. В естественных науках осознание этого обстоятельства прежде всего связано с той революцией в методе и целях познания, которую совершил И.Ньютон [3,4], перейдя от поисков фактов, подтверждающих следствия дедуктивных моделей к построению индуктивных моделей. Средневековая наука, основываясь как на общих античных представлениях о совершенстве, гармонии в мире геометрии и чисел [5], так и на канонизированных христианской традицией [6], пыталась угадать, постичь законы мироздания, приспосабливая к ним наблюдаемые закономерности. Начиная с Ньютона и до наших дней естественные науки неизбежно содержат индуктивную часть – сбор наблюдаемых фактов – к ним-то и подстраивают обобщающие их модели явлений. И хотя еще в древности было ясно, что "человек есть мера всех вещей" [7], и в средние века существовали взгляды, апеллирующие к внутреннему содержанию человеческой личности, указывающие на условный, номиналистический характер познания [8], это понималось всякий раз лишь в том смысле, который наилучшим образом выражал идеологию своего времени (например, гуманистическая переориентация искусства Возрождения).

Угадать сущее, достичь соответствия – вот две объективные, отстраненные от отдельной личности цели, которые преследовались до сих пор как в науке, так и в теологии. Однако, можно предположить, что подобного рода познание не является единственной целью и единственной возможностью. Детальное описание простого и наглядного примера в первой части этой статьи служит, с одной стороны, для привлечения внимания к конвенциональности современной науки, чему была посвящена полностью статья "Конвенциональный характер физических теорий", и, с другой – к невозможности проверки догадки. На фоне этого описания видно, что происходящее отражение, инверсия может быть не целью, но лишь средством к достижению нового состояния личности, когда не происходит ее отторжения в пользу некоторого внеличностного, объективного, высшего познания. Напротив, этот процесс служит для формирования личности. И поскольку вопрос, есть ли нечто, изначально присущее личности, a'priori находящееся в сознании, не может быть решен по тем же причинам, что и вопрос об "объективных" законах внешнего мира, можно предположить, что это обстояельство объединяет понятия "личность" и "мир" и позволяет им существовать по общим законам. Искушение объяснить описанные как в Старом и Новом Заветах, так и в других философско-религиозных источниках Запада и Востока, чудеса исключительно рациональным, "материалистическим" путем ограничивает дальнейшее развитие человека построением все более изощренных моделей Мира. Гораздо более заманчивым представляется такое слияние сознания и мира, в котором от кропотливого копирования человек переходит к следующему уровню, фактически, космическому. Мы не можем исключить, что нечто в этом роде происходило с великими пророками древности.

Сделанное в тексте предположение о возможности сведения эмоций к рациональным соображениям, конечно, может быть расценено как спорное. Это отдельная большая тема, обсуждению которой посвящена обширная литература. Обосновать состояние радости, в котором находится реорганизованная личность, можно было бы и иным путем, апеллируя к той или иной эмоции человека без указания ее происхождения. Однако, сделанное допущение соответствует используемому конвенциональному подходу.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Aristotle. Physics. Col. v.3, Moscow, 1981.

2. I.Bernard Cohen. The Newtonian revolution. N.Y. 1992

3. D.Hume. Collection of works.v.2, Moscow, 1965.

4. I.Kant. Collection of works.v.3, Moscow, 1965.

5. I.Newton. The mathematical principles of natural philosophy.

6.Trans.by A.I Krylov, Col.v.7, 1936.

7. W.Occam. In St.Bonaventura v.1, N.Y.1967.

8. H.Poincare. Science and method. St-Petersburg,1910.

9. Protagor. Truth. In Philos.Encycl.Dict., Moscow, 1983.

10. Pythagoras. In P.Gorman Pythagoras.A life, L.1979.

11. STEP-program (Satellite Test of Equivalence Principle), ESA-NASA, 1991.




* Опубликовано в: Rep.to the 5-th Conf. of the ESSSAT, Munich, 1994


© С.В.Сипаров



Hosted by uCoz