ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПОСТУЛАТЫ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ



Статьи "Принцип неопределенности в человеческих взаимоотношениях", "Конвенциональный характер физических теорий" и "Инверсия в процессе познания и реорганизация личности" могут на первый взгляд показаться совершенно отдельными, самостоятельными, лишь каким-то образом перекликающимися, напоминающими три вершины треугольника. Действительно, в первой статье речь шла в основном о внутреннем мире человека, о воздействии сознаний людей друг на друга. При этом время от времени упоминалось, что происходящие во внутреннем мире человека процессы – индивидуальные, субъективные, непроверяемые никем (даже самим рефлексирующим сознанием – напоминают процессы во внешнем, физическом, проверяемом мире. А точнее – напоминают результаты наших представлений об окружающем мире или какой-то его части. Это уточнение очень существенно и носит принципиальный характер.

Во второй статье большее внимание было уделено именно окружающему миру. А точнее – нашим представлениям о нем. Было показано, как идеи, присущие исключительно работе сознания, "проникают" в "объективную" реальность, в том смысле, что такое проникновение приводит к объективно наблюдаемым результатам экспериментов.

Наконец, в третьей статье была предпринята попытка устранить различие (или по крайней мере указать на возможность такого устранения) между внутренним и внешним мирами, между образами, моделями, существующими в сознании и функционирующими по законам этого сознания, и объектами внешнего мира, функционирующими по законам этого внешнего мира, познать которые мы принципиально не можем. Последнее, впрочем, не является препятствием ни для познания в традиционном смысле, когда оказывается достаточно сделать прогноз наблюдаемых (т.е. возникающих в сознании) результатов на основании имеющихся в сознании моделей, ни для познания-отождествления себя с миром, как это предлагается в данной статье.

Сведем эти "три вершины треугольника" к такой точке – "вершине тетраэдра", – которая позволит от общих, качественных рассуждений перейти к количественным, т.е. создать некоторую теорию, языком которой будет являться математика.

Сказанное выше о содержании статей "Принцип неопределенности в человеческих взаимоотношениях", "Конвенциональный характер физических теорий" и "Инверсия в процессе познания и реорганизация личности" означает, что внутренний и внешний миры переплетены чрезвычайно тесно, и при всем желании отделить "объективный", "материальный" окружающий мир от "субъективных", "идеалистических" представлений о нем, находящихся в сознании, не удается. Это становится тем более сложно, чем большее число сознаний начинают обладать одинаковыми или сходными представлениями о мире. Количество (сознаний) переходит в качество (объективность существования).

Для описания и познания окружающего мира сознание может использовать только те понятия, язык и приемы, которые присущи именно сознанию, но не окружающему миру. Имеются ли они в сознании изначально или возникают в нем в качестве реакций на раздражения, поступающие из внешнего мира, – давний, интересный вообще, но не важный для дальнейшего вопрос. Важна лишь активная роль сознания в познании. Не "отражение", но творение. До какой степени "воплощающимся в материю" считать такое творение – также интересный, но также отдельный вопрос. Не подлежит сомнению лишь то, что все свойства (в том числе и в первую очередь физические) окружающего мира, которые сознание "наблюдает", с которыми оно манипулирует в поисках закона, закономерности, присущи именно внутреннему миру. Именно проекция внутренних свойств, стремлений, тенденций познающей мир личности на этот окружающий мир, именно увязывание этих свойств по законам логики (различного уровня), регулирующим обработку информации есть то, что происходит, когда человек (сознание, личность) пытается описать (познать) окружающий мир.

Наиболее явственно это происходит в наиболее абстрактной и добившейся наибольших результатов естественной науке – теоретической физике.

При этом оказывается, что не только такие явления, как те, что происходят в мире микрочастиц, имеют аналоги среди явлений, присущих сознанию, как это было описано в статье "Принцип неопределенности в человеческих взаимоотношениях", но и более привычные, знакомые практически всем понятия, такие, как координата точки, скорость, ускорение, масса, сила и др., имеют непосредственное отношение к свойствам и состоянию личности. Одни и те же слова – заряд, потенциал, напряженность, поле, энергия – применяются и в физике, и в психологии, и в социологии не случайно. И "законы", которые наше сознание "навязывает" окружающему миру, присущи этому миру лишь в том же смысле, что и понятие "время", о котором шла речь в статье "Конвенциональный характер физических теорий"

То, что предполагается сделать в следующей статье – это установить аналоги соответствующих понятий и применить "законы природы", познанные сознанием (т.е. порожденные им самим), к самому сознанию.

Человека и человеческое сообщество уже пытались изучать, используя закономерности конкретных (преимущественно биологических) естественных наук. Принципиальное различие состоит в том, что в этих попытках объекты соответствующих наук признавались объективными, первичными, независимыми от человеческого сознания, и происходила импликация свойств этих объектов на человека. В других случаях (психоанализ) сознание исследовалось в отрыве от именно логических структур, которое оно может создавать, что приводит зачастую к достаточно произвольному толкованию свойств сознания.

Здесь же мы постоянно имеем в виду первичность именно сознания человека, и то, что создано им для описания окружающего мира, используется для анализа самого сознания.

Итак, законы природы, сформулированные Ньютоном, Омом, Планком, Эйнштейном и другими есть лишь своеобразное переложение законов, описывающих свойства человеческого сознания, личности человека. И, поскольку поле деятельности теоретической физики разработано как в качественном, так и в количественном смысле довольно значительно, у нас пявляются широкие возможности для построения теории человеческой личности, теории сознания.

Каких результатов можно в принципе ожидать? Вероятно, целый ряд ситуаций, в которые попадает личность (группа, толпа), целый ряд состояний и законы их изменения можно будет описать количественно, а, значит, дать количественный прогноз для каждого конкретного человека, если использовать именно его параметры. (В настоящее время такие попытки иногда предпринимаются, но говорить о систематическом и обоснованном подходе, пожалуй, трудно).

Но это не все. В физике известны прецеденты, когда успешное использование тех или иных абстрактных математических структур (порожденных сознанием) для описания наблюдаемых явлений приводило к успешному поиску явлений, отвечающих определенным свойствам именно самих этих структур (волновые свойства света, периодическая система элементов, теория групп в ядерной физике и др.). Нельзя исключать такую возможность и здесь. Возможно обнаружение новых свойств сознания, личности, взаимодействующих личностей, и это тем более вероятно, что согласно развиваемому подходу сознанию свойственно "навязывать" внешнему миру именно СВОИ свойства. Таким образом, оказывается возможным объединить науку о внешнем мире с наукой о внутреннем мире человека и использовать получаемые результаты в обеих областях.


© С.В.Сипаров



Hosted by uCoz