Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16



Введение



Основное заблуждение авторов пособий по решению всевозможных задач состоит в том, что они исходят из того, что человек, читающий их произведение, хочет решать задачи или, по крайней мере, хочет научиться решать задачи. Но так не бывает почти никогда! Нормальный человек, для которого и предназначены эти пособия, не хочет решать задачи, да и учиться делать это представляется ему пустой тратой времени и сил. Он бы предпочел, чтобы никаких задач не возникало, а уж если возникло, то решить "малой кровью", да и с плеч долой. Он совершенно прав. Некоторые – не нормальные – получают какое-то извращенное удовольствие от процесса решения. Им ничего больше не остается, как идти в науку – не престижную и малооплачиваемую область деятельности. Такова их печальная судьба, но пусть они сами решают свои проблемы, в то время, как наша-то проблема – решить задачу, сдать ее и забыть навсегда  все с ней связанное. Поэтому призыв авторов упомянутых пособий "...прежде, чем приступить к решению задачи, необходимо как следует изучить теоретический материал, относящийся к данному разделу..." совершенно справедливо не находит отклика. Нужно же решить задачу , а предлагают "изучать теоретический материал", (который вообще понадобится не сейчас, а только в сессию).

(Я пишу здесь об учебных задачах, о зачетах и о сессиях просто для определенности. Все, что здесь будет написано, конечно, пригодно не только для этих конкретных целей, хотя для них – наиболее прозрачным образом. Ниже я еще вернусь к этому вопросу. Кроме того, неплохо бы уточнить, что считается задачей. Ответ такой: задачей мы будем называть ситуацию, предполагающую конкретное завершение. Таким образом, пожелания "улучшить", "углубить", "стать умнее", "стать красивее" и т.д. задачами не являются до тех пор, пока не будет указан конкретный признак, по которому мы сможем судить о достигнутом результате. К этому вопросу мы тоже еще вернемся в самом конце).

Между тем, преподаватели, ведущие практические занятия, зачастую выступают в роли противников: мало того, что студент должен решить задачу (делать чего он, как правило, не умеет), так ему еще и достается за незнание текущего теоретического материала, за промахи, за незнание смежных дисциплин (например, математики), за то, что он не знает, что делать, выйдя к доске... Все эти упреки, конечно, справедливы. От этого, однако, не легче. В этом случае преподаватель выступает в роли "санитара леса", т.е. видит свою функцию в отсеве слабых. Это распространенная, хотя и не единственная, функция преподавателя, распространенный, хотя и не единственный, урок, который он мог бы "преподать", и к этому надо быть готовым. Другая функция – собственно научение – слишком часто сводится все к той же рекомендации "хорошенько изучить теорию". Предполагается, что после этого само станет ясным, как надо действовать, чтобы решить задачу. Но "становится ясно" все же редко.

Велик соблазн "спихнуть" задачу, воспользовавшись справочником или шпаргалкой. Это, конечно, более разумный путь, не требующий заучивания неинтересного материала, неприятных усилий по размышлению над задачей, которую неизвестно как решить, и имеющий даже определенный привлекательный момент – выиграть в лотерею (выбрать подходящую формулу в справочнике) или обвести преподавателя вокруг пальца (сдуть) – знай наших! Этот путь, даже когда он приводит к успеху, имеет важный побочный эффект: студент утверждается в мнении, что этих задач ему самому никогда не решить. И хотя чаще студент никому (даже себе) не скажет о том, что для него это имеет значение, а напротив, может бравировать своим невежеством, даже неосознанный факт неспособности – импотенции – действует разрушительно на структуру личности.

Последнее обстоятельство – разрушительное воздействие неспособности – лучше осознавать заранее для того, чтобы ясно понять различие между требованиями "уметь решать задачу" и "уметь решить задачу" и действовать соответственно. Уметь решить задачу означает уметь перейти из состояния, когда задача еще не решена, в состояние, когда она уже решена. Уметь решать задачу означает уметь долгое время находиться в процессе перехода. Разница между этими умениями напоминает разницу между умением перескочить через лужу и умением перелететь через нее, неторопливо кружа. Именно сложное и требующее надежных знаний умение решать задачу, как правило, требуется преподавателями, понимают они сами это или нет, но именно умение решить задачу будет высоко оценено ими же в первую очередь и пригодится студенту впоследствии, чем бы ни пришлось ему заниматься. Каким бы парадоксом это ни казалось, вполне развитым умением решить задачу любой студент обладает в большей степени (хоть и не пользуется им), чем умением решать задачу. Умение решить задачу является более общим, чем умение решать задачу и поэтому основное внимание следует сосредоточить на уяснении различия между ними и того обстоятельства, что только психологический барьер, который мы сами с охотой ставим перед собой, мешает нам достигать цели. Конечно, кое-что из того теоретического материала, который имеет отношение к делу, знать нужно, но не досконально, кое-какими техническими приемами владеть необходимо, но не всеми и не обязательно в совершенстве.

При решении любой проблемы, преодолении любого препятствия существенны три аспекта: психологический, теоретический и технический. Обычно авторы пособий полагают, что техническая подготовка студента достаточна, в теоретической подготовке они предполагают оказать содействие, психологическая же попросту не рассматривается. Студенту, который захочет воспользоваться этой книжкой, придется в первую очередь разобраться с самим собой, после чего для того, чтобы решить задачу, потребуется вполне доступная теоретическая и техническая подготовка. Шестой пункт Инструкции, к которому и предлагается перейти немедленно после прочтения Введения, начинается именно с этого. Скажем напоследок, что же имеется в виду под психологической подготовкой к тому, чтобы решить задачу. Это, во-первых, означает убрать (в себе) то, что мешает, "расчистить территорию", а во-вторых, создать (в себе) то, что поможет.


4.



Оглавление
Hosted by uCoz